Τετάρτη 30 Απριλίου 2014

Боже, у меня ни на что не хватает времени!»

Одна моя знакомая, верующий, воцерковленный человек, именем Наталья, пожаловалась мне недавно на то, что не остается у нее ни сил, ни времени на духовную жизнь.
Что она подразумевала, говоря: духовная жизнь? Скорее всего – тот образ, то содержание жизни, тот распорядок дня, наконец, которые поддерживали бы ее в определенном духовном и душевном состоянии или тонусе; позволяли бы ей всё время чувствовать себя верующей, живущей с Богом и расти как-то в этом измерении.
Что для этого необходимо? Конечно, регулярная и внимательная молитва. Чтение Библии и святоотеческой литературы. Посещение храма, участие в богослужении и Таинствах. Размышления о себе, о своем духовном состоянии, о взаимоотношениях с Богом. Беседы с духовником.
– И где мне взять на всё это время? И силы?..
Наталья – учительница и классный руководитель. У нее семья: супруг с непростым характером, двое детей, нервозная свекровь и больная мама. Еще есть дача, на которой, по убеждению ранимой свекрови, непременно должно что-то произрастать и вызревать. А квартира, меж тем, требует ремонта, а старшей девочке в этом году поступать, а супруг в силу своего характера ни во что не вникает совершенно.
– Я рада, если мне удается сходить в храм в воскресенье и прочитать хоть частично вечернее правило. Утреннее читать не получается совсем: вскочила, понеслась, через некоторое время проснулась. И какие тут книги, какие размышления!..
Действительно, складывается впечатление, что это одна из главных характеристик нашего времени – сверхзанятость, перегруженность, замотанность, переутомление. Вокруг нас сколько угодно людей, которым, кажется, некогда не то что святых отцов читать – им некогда просто подумать наконец не о делах своих, а о себе. Посмотрите на какого-нибудь завуча, главврача или бизнесмена. Ему дожить бы до отпуска – чтобы к середине этого отпуска в себя немножко прийти. Посмотрите на многодетную маму. У нее даже и отпуска не будет. И какой уж тут, казалось бы, духовный поиск, духовный рост и прочие такие вещи.
Жертвами хронической перегрузки, постоянной занятости и усталости становятся и священники тоже. Рабочий день настоятеля обычного приходского храма начинается в пять утра (если в семь ранняя Литургия, а до церкви еще надо добраться) и заканчивается в одиннадцать вечера. А если священник при этом еще строит или капитально ремонтирует храм… Тогда совсем тяжко. «Максимум, на что меня хватает после возвращения домой, – попросить у Бога прощения за то, что не буду сейчас молиться. До конца это прошение я договариваю уже во сне», – с горечью признался мне недавно один священник – совсем неплохой, на мой взгляд, искренний в вере и сердечный. Аналогичную фразу я услышала от молодой сотрудницы одного провинциального епархиального управления: «Вечером, а вернее – ночью, когда я, доделав наконец всю сваленную на меня работу, выключаю компьютер, я способна произнести только “Господи, помилуй!” и слабо понадеяться, что помилует на самом деле».
Как мирянина, так и священника (в случае со священником это особенно горько) хроническая усталость может отлучить от людей, от ближних. Измотанному человеку уже не до них: он утрачивает душевный контакт, желание общаться с окружающими, помогать им, радовать их; становится раздражительным, жестким, нервозным, хотя…
…Видите, я уже споткнулась. В усталости ли причина, если это происходит? Может быть, переутомление – только способ это оправдать?
Дойдем и до этого, а сейчас вернемся к Наталье. Заметьте: она все-таки страдает от духовной неполноценности собственной жизни, не может с этим смириться, хочет расти, хочет, чтобы обретенная ею вера была живой и умной, чтобы жизнь ей соответствовала. И не просто ведь хочет, а осознает необходимость…
Исходя из этого, я решила, что ей – и, понятно, не только ей – нужны советчики. И обратилась к нескольким хорошо известным мне людям, ни одного из которых не заподозришь в прохладной жизни по бархатному графику.

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου

Ζήτω η 25η Μαρτίου

  Χρόνια πολλά Ελλάδα  Χρόνια πολλά Έλληνες