Πέμπτη 23 Ιανουαρίου 2014

О выборе христианина

Недавние репортажи из Киева — охваченные пламенем люди, кровь и увечья, камни и гранаты — производят особенно горестное впечатление на фоне того, что все это совершается в Великий праздник Крещения Господня. Кто-то идет драться с «Беркутом», кто-то идет молиться в храм — и это ставит нас перед такой реальностью, как конфликт лояльностей.
    

Конфликт лояльностей — это неприятная ситуация, в которую может попасть, например, иммигрант. Он переехал в другую страну, оброс там дружбами, связями, обязательствами, и вот между его новой и старой родиной возникает конфликт, который вынуждает его разрываться между новыми и старыми преданностями. Христиане часто оказываются в таком положении, потому что мы — люди с двойным подданством. Мы принадлежим Царству Божию, наш Царь, Судия и Законодатель — Господь наш Иисус Христос. Наши сограждане — другие члены Церкви, которые вместе с нами исповедуют драгоценную и спасительную веру в Господа. Наши законы — Святое Евангелие. В то же время, мы живем в тех или иных гражданских обществах, нередко охваченных конфликтами, как между собою, так и внутри себя. Каждая из сторон в конфликте претендует на нашу преданность и настойчиво требует, чтобы мы поклялись ей в верности.
Это вновь и вновь ставит христианина перед выбором — какая преданность и какая идентичность для меня важнее? Кому я принадлежу — Господу или тем или иным политическим вождям? Кто мне прежде всего свои: братья по вере или товарищи по борьбе? Чему я буду повиноваться — движению той или иной толпы или заповедям Божиим?
Конечно, такой конфликт может и не возникнуть: христианин может занимать ту или иную политическую позицию, исходя из своих соображений о том, что лучше всего соответствует общему благу. Лично я, скорее, евроскептик. Как и многие жители стран, уже входящих в Евросоюз. Я не сомневаюсь в европейской идентичности Украины (как и России). Я сомневаюсь в европейской идентичности Евросоюза. Но это мое мнение, никоим образом не часть Божественного Откровения, другие христиане могут думать иначе. А есть то, что частью Откровения несомненно является. Это заповедь «не убий». А также запрет на ненависть — как пишет Апостол, «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15).
Кидаться в «беркутовцев» камнями или тем более «коктейлями Молотова» — значит явно и грубо нарушать заповедь «не убий», которая воспрещает нам покушаться на жизнь и здоровье нашего ближнего и на наше собственное. Тот парень, который, как сообщается, подхватил светошумовую гранату, чтобы кинуть ее обратно в «беркутовцев», и остался без руки, на всю оставшуюся жизнь стал калекой. Зачем? Ради чего? Сами «беркутовцы» — по крайней мере, люди подневольные, исполняющие приказы. А камнями-то кидаться кто неволит?
    

Но самые страшные раны — это раны, которые люди наносят своим душам. Ненависть лишает разума очень быстро — еще недавно, если бы мы сказали некоторым людям, что они будут одобрять попытки поджечь человека живьем, они бы не поверили. На днях, когда по интернету прошло видео с «беркутовцем», подожженным «коктейлем Молотова», те же люди только кричали и подзуживали: велики, мол, злодеяния режима, вперед на баррикады, преступления «беркутовцев» (которые, однако, жечь никого не жгли) полностью оправдывают такое с ними обращение. С другой стороны слышны аналогичные по накалу призывы «усмирить бандеровцев свинцом»...
Ненависть всегда оправдывает себя реальными или предполагаемыми преступлениями врагов, зверство — ссылками на зверства противника. И тут христианин, верящий в бессмертную душу, которую можно спасти или погубить, смотрит на вещи совершенно иначе. Если «они» своими грехами губят свои души, значит ли это, что я должен погубить свою? Если «они» нарушают заповеди Божии, значит ли это, что я должен их нарушать? Если «они» предаются ненависти и насилию, значит ли это, что и я должен им предаться? Должен ли я вообще участвовать в этом забеге в ад наперегонки? И главное: кому должен?
Массовые выступления — это настолько сильный эмоциональный и психологический водоворот, что сравнение с опьянением от вина оказывается слишком слабым. Яростное вино революции кружит голову так, как не кружит ее ни один наркотик — а потом человек приходит в себя и обнаруживает, что он на всю оставшуюся жизнь остался изувечен или изувечил своего ближнего.
И тут особенно грустно видеть некоторых христиан, даже священнослужителей, которые ищут этого вина, а не утешения Святого Духа. Они выбрали не ту сторону (речь не о стороне Януковича или его противников). Они выбрали сторону мира сего с его бесконечной ложью и злобой против Царства Божия. Нам не сказано, что блаженны те, кто предается злобе и ненависти под тем или другим знаменем — нам сказано, что блаженны миротворцы.
И Украинская Православная Церковь занимает тут позицию, единственно уместную для верных христиан. Как сказал в своем обращении митрополит Киевский Владимир, «Мы осуждаем акты насилия и жестокости, совершенные как против мирных участников общественных акций и журналистов, так и против правоохранителей, которые исполняли обязанности в соответствии с присягой... Призываем весь народ Украины, независимо от политических убеждений, быть мудрым и ответственным, воздерживаться от насильственных и противоправных действий и не поддаваться на провокации».
Пример того, что значит быть христианином, показали в эти дни монахи Киево-Печерской лавры отец Гавриил, отец Мелхиседек и отец Ефрем. Они стали на уже печально знаменитой улице Грушевского в Киеве между митингующими и «Беркутом» и на какое-то время прекратили противостояние. Они не заняли ни одну из сторон — но остались на стороне Христа. Как в далеком двенадцатом веке сказал князьям киевский митрополит Никифор, «Мы поставлены от Бога унимать вас от кровопролития».

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου

Tουριστικά γραφεία από τη Σερβία σε fam trip σε Καλαμάτα, Καρδαμύλη, Λιμένι, και Γιάλοβα

  Με στόχο τη  γνωριμία της σερβικής αγοράς με την Πελοπόννησο, που αποτελεί σχετικά άγνωστο προορισμό για τους ταξιδιώτες από τη γειτονική ...